(١١٤) سورة الناس
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ ﴿١﴾
مَلِكِ النَّاسِ ﴿٢﴾
إِلَهِ النَّاسِ ﴿٣﴾
مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ ﴿٤﴾
الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ ﴿٥﴾
مِنَ الْجِنَّةِ وَ النَّاسِ ﴿٦﴾
Сурату н-Нас
Транскрипция
Бисми Лляhи Ррахмани Ррахи-им
1. Куль а’узу би Рабби н-на-ас
2. Мялики н-на-ас
3. Иляhи н-на-ас
4. Мин щарри ль-уасуаси ль-хання-ас
5. Аллязи йуасвису фи с-судури н-нас
6. Мин аль-джиннати уа н-на-ас
Сура «Люди»
Перевод смысла на русский
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,
2. Царя людей,
3. Бога людей,
4. от зла искусителя исчезающего при поминании Аллаха,
5. который наущает в груди людей,
6. от джиннов и людей».
Толкование суры 114 «Ан-Нас»
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей»
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ
(1)
«Царя людей»
مَلِكِ النَّاسِ
(2)
«Бога людей»
إِلَهِ النَّاسِ
(3)
«от зла искусителя, исчезающего»
مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ
(4)
«который наущает в груди людей»
الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ
(5)
«из джиннов и людей.»
مِنَ الْجِنَّةِ وَ النَّاسِ
(6)
Господство, Властвование и Божественность
Господство, Властвование и Божественность — три «сыфата» (качества) из качеств Всемогущего и Великого Аллаха. Он — Господь и Властелин всего сущего. Все создано Им и принадлежит Ему. Он повелел нам обращаться к этим Его качествам, прибегать к Его защите от «зла искусителя, исчезающего при поминании Аллаха» — т.е. от шайтана, который приставлен к человеку. Поистине, нет ни одного потомка Адама (мир ему), к которому не был бы приставлен сотоварищ, приукрашающий в глазах человека непристойные поступки. Шайтан будет любыми способами вводить человека в замешательство. Под защитой будет только тот, кого защитит Аллах. Об этом свидетельствует хадис, представленный в «Сахихе»: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет ни одного из вас, к которому не был бы приставлен сотоварищ (из джиннов)». Они (сподвижники) спросили: «И даже к тебе, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Да. Однако, Аллах помог мне справиться с ним, и он принял Ислам. И так, он повелевает мне делать только благое"». В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима также сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, шайтан проникает в человека, распространяясь в нём подобно крови, и, поистине, я опасаюсь, что он сможет посеять в ваших сердцах что-нибудь дурное!». Аль-Хафиз Абу Я'ли аль-Мавсыли передал со слов Анаса ибн Малика, рассказ о посещении Сафией (одной из жен ) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который уединился в мечети. «Затем он вышел с ней ночью, чтобы проводить ее домой, и встретил двух мужчин из ансаров. Когда они увидели его, то поспешили прочь. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Не спешите, это Сафийа бинт Хуйайа». И они сказали: «Слава Аллаху, о Посланник». Он сказал: «Воистину, шайтан находится в крови сынов Адама, и я опасался, что он поразит ваши сердца чем-нибудь», — или сказал: «Злом».
Ахмад привел хадис от Абу Тамима, который рассказал, что один из сподвижников, сидевший на одном осле с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я сидел на одном осле с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, когда осел споткнулся, и я воскликнул: «Будь ты неладен, о шайтан». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говори: “Будь неладен”. Если ты скажешь это, шайтан почувствует себя сильным и скажет: “Я его поборол своей силой”. А если ты скажешь “С именем Аллаха”, — он почувствует себя слабее мухи».
Ибн Аббас в комментариях к ﴾ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ ﴿ «искусителю исчезающем» сказал: «Это шайтан, который укоренился в сердце сына Адама. И как только человек проявляет рассеянность, его начинает искушать шайтан, но когда он снова вспомнит Аллаха, шайтан отступает».
Что касается слов ﴾ الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ ﴿ «который наущает в груди людей», то относятся ли они только к людям, как здесь сказано, или включают в себя и джиннов?
На этот счет существует два мнения. Под словом «ан-нас» “люди”, помимо людей также подразумеваются джинны.
Тогда слова ﴾ مِنَ الْجِنَّةِ وَ النَّاسِ ﴿ «от джиннов и людей» разъясняют предыдущие слова: ﴾ الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ ﴿ «который наущает в груди людей».
Есть также мнение, что слова ﴾ مِنَ الْجِنَّةِ وَ النَّاسِ ﴿ «от джиннов и людей» являются толкованием, разъясняющим, кто именно наущает в груди людей, из числа джиннов и людей.
Также об этом сказано в другом аяте:
﴿
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نِبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الإِنسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا
﴾
«Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов — дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения...» (6:112).
На эту тему у имама Ахмада приводится хадис, переданный Абу Зарром, который сказал:
«Я пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), когда он был в мечети, и сел. Он спросил: “Ты совершил молитву, о Абу Зарр!?” Я сказал: “Нет”.
Он сказал: “Так вставай и молись”. Я встал, совершил молитву и потом сел. Он сказал: “Абу Зарр, проси помощи у Аллаха от зла шайтанов из числа людей и джинов”.
Я сказал: “О, Посланник Аллаха! Среди людей есть шайтаны?” Он ответил: “Да”»
Имам Ахмад также сообщил со ссылкой на ибн Аббаса, что однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: «О, Посланник Аллаха! Иногда я говорю про себя такие вещи, что скорее упаду с неба, чем произнесу их вслух». И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах Велик! Аллах Велик! Вся хвала принадлежит Аллаху, Который посылает козни (шайтана) только как наущателя» (Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи).
و الله أعلم