бисмилляхи ррахмани ррахим

Фаджр الفخر
03:58

Шурук شروق
06:05

Зухр الظهر
12:41

Аср العصر
16:01

Ма'риб المغرب
19:06

'Иша العشاء
20:48

поиск...

18 Рамадан 1445 год хиджры

Закят - третий столп Ислама

Выплата закята
  • Что такое закят. Польза закята;
  • Кто должен выплачивать закят;
  • Нисаб. Условия, при которых выплата закята обязательна;
  • Имущество, которое не входит в исчисление нисаба;
  • Нисаб и размер закята с различных видов имущества;
  • Кому выплачивается закят;
  • Положение того, кто не выплачивает закят;
  • Милостыня «аль-фитр».

ЧТО ТАКОЕ ЗАКЯТ. ПОЛЬЗА ЗАКЯТА


Третьим столпом Ислама является закят. Выплата его была вменена мусульманам в обязанность во втором году хиджры, до того как пост в месяц Рамадан стал обязательным. Закят – это поклонение Создателю имуществом.

Закят заключается в ежегодном отчислении состоятельным мусульманином 1/40 части своего имущества в пользу бедных.

Закят вместе с намазом упоминаются в Коране 27 раз. Этот факт подтверждает его важную роль в Исламе.

Закят – это поклонение (‘ ибада), которая избавляет сердце от скупости, очищает имущество и пробуждает в душах людей милосердие. Благодаря закяту зависть покидает сердца бедных и неимущих, укрепляется единство общества.

Закят не только очищает душу, но и способствует её освобождению от унижения привязанности к богатству и подчинения его власти, а также от бедствия рабской зависимости от денег. Ислам стремится к тому, чтобы мусульманин был рабом одного только Аллаха и освобождался от подчинения всему иному, являясь господином всего того, что есть в этом мире.

Закят увеличивает состояние верующего и сохраняет его благоденствие (баракят). Имущество, с которого был выплачен закят, оберегается Аллахом. Пророк Мухаммад , мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оберегайте ваше имущество выплатой закята»[1].

Закят служит мерилом искренности верующего. Отчисляя закят, человек вверяет себя Аллаху, благодарит Его за дарованные блага и милости. Он приносит пользу обществу и заслуживает любовь окружающих.

Благодаря выплате закята бедный человек получает возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности, имеющие отношение к проявлению повиновения Аллаху. Также благодаря закяту бедный человек ощущает на себе заботу и внимание других членов общества, он ощущает, что находится в достойном человеческом обществе, которое не забывает его и протягивает ему руку помощи, не попрекая и не обижая его. Нуждающийся человек принимает помощь из рук богатых, не чувствуя себя униженными, держа голову высоко поднятой и не теряя чувства собственного достоинства, так как он берёт ту долю, которая принадлежит ему по праву.


Кто должен выплачивать закят

Выплачивать закят обязан тот, кто является:

  1. мусульманином;
  2. разумным;
  3. совершеннолетним;
  4. свободным;
  5. состоятельным (т.е. он должен обладать имуществом или деньгами в размере «нисаб» за вычетом долгов и предметов первой необходимости).

НИСАБ. УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ВЫПЛАТА ЗАКЯТА ОБЯЗАТЕЛЬНА

Нисаб – это мера богатства, установленная религией, обладая которым человек обязан выплачивать закят. Нисаб составляет сумму денежных единиц (валют), золота и серебра, которая в совокупности равна стоимости примерно 80 граммов золота или 561 грамма серебра.

Владея данным имуществом в течении одного полного лунного года, обязательно (фард) выплатить 2,5% от общей стоимости имущества на конец года, если оно равно или превышает нисаб.

Выплата милостыня «а ль-фитр» в месяц Рамадан и совершение жертвоприношение (курбан) в дни праздника Курбан-байрам является необходимым (ваджиб) для обладающих нисабом имущества или денег, но при этом не требуется владение имуществом полный год и не требуется, чтобы имущество было увеличивающимся.

Также условием правильной выплаты закята является намерение, которое должен сделать выплачивающий при передаче закята. Произносить его вслух необязательно.


ИМУЩЕСТВО, КОТОРОЕ НЕ ВХОДИТ В ИСЧИСЛЕНИЕ НИСАБА

При исчислении нисаба в него не включаются предметы первой необходимости, такие как дома и квартиры, в которых живут, предметы домашнего обихода, одежда и обувь, средства передвижения, книги, не предназначенные для торговли, инструменты ремесленника, необходимая пища, украшения из алмазов, изумрудов и т.д. (кроме золота и серебра), которые не предназначаются для продажи.


НИСАБ И РАЗМЕР ЗАКЯТА С РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА


Вид имущества

Нисаб

Размер закята

Золото

≥ 80,18 г

2,5%

Серебро

≥ 561 г

2,5%

Деньги

≥ стоимости 80,18 г золота

2,5%

Предметы торговли

≥ стоимости 80,18 г золота

2,5%

Овцы и козы

40 голов

1 овца или коза

Коровы и буйволы

30 голов

1 годовалый теленок

Верблюды

5 голов

1 овца или коза


С увеличением поголовья скота формула исчисления закята меняется. За вышеперечисленное имущество можно платить закят как самим имуществом, так и деньгами.


КОМУ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ


В Священном Коране говорится:

«Поистине, милостыня (закят) принадлежит бедным, нищим, тем, кто занимается сбором и распространением закята, тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности, для выкупа и освобождения рабов, на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними, на пути Господа (фи сабилиль-лях), путникам. Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр»[2].

Таким образом, выделяют следующие направления выплаты закята:

  1. бедняки (факир) – люди, не имеющие нисаба, то есть не относящиеся к тем, кто обязан выплачивать закят. Даже если они способны заработать сами, им все равно можно выплатить закят;
  2. неимущие (мискин) – люди, у которых ничего нет;
  3. те, кто занят сбором и раздачей закята;
  4. вновь принявшим ислам, для увеличения их любви к религии Аллаха;
  5. рабам для выкупа себя из рабства (в наше время этой категории уже не существует);
  6. должникам, чьи долги превышают стоимость их имущества;
  7. на пути Аллаха (фи сабилиль-лях) – это все действия, способствующие распространению Слова Аллаха и Ислама вообще. Например, по мнению некоторых мусульманских правоведов (факих), закят можно выплачивать беднякам, желающим совершить обязательный хадж, и тем, кто находится на пути приобретения знаний;
  8. путникам, которые остались без средств для возвращения домой, даже если там у них есть имущество больше нисаба. Им дают закят для того, чтобы они смогли доехать до дома.

При выплате закята предпочтение отдается в следующей последовательности:

  1. родные братья и сестры, затем их дети;
  2. дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
  3. остальные родственники;
  4. соседи;
  5. бедняки своего района;
  6. бедняки своего города.

Следует стараться, чтобы средства закята дошли именно до нуждающихся, а не стали причиной греха или расточительства.

Закят не выплачивается:

  1. отцу и матери, дедушке и бабушке;
  2. сыну, дочери и всем их потомкам;
  3. обладающим нисабом;
  4. немусульманам;
  5. мужу или жене;
  6. Семье Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его роду;
  7. 7. Детям, младше семи лет и психически больным.

ПОЛОЖЕНИЕ ТОГО, КТО НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЗАКЯТ


Те, кто обязаны выплачивать закят, но не выполняют данное предписание религии, будут наказаны Всевышним Аллахом.

В Священном Коране говорится:

«…те, кто накапливает (складирует, закапывает) золото, серебро [и иные материальные ценности, с которых должен выплачиваться ежегодный закят] и не тратит это на Божьем пути. «Порадуй» их болезненным наказанием. Придет день, когда все это начнет нагреваться, накаляться в адском огне. Зате их будут прожигать («проглаживать», ставить на их телах клеймо) этими накоплениями, их лбы, бока и спины. [ И им будет сказано:] «Это то, что вы припасли для самих себя. Вкусите же припасенное (накопленное) вами!»[3]

«Горе язычникам (многобожникам), которые не выплачивают закят и отрицают жизнь вечную»[4].

В Судный День обитатели Рая спросят у грешников:

«Что привело вас в адское пламя? Они ответят: «Мы не совершили намаз и не кормили бедных»[5].

Пророк Мухаммад , сказал: «Если тот, кому Аллах даровал богатства, не будет выплачивать закят, то в Судный День перед его глазами возникнут две чёрные змеи, которые обовьют его шею и, взяв его за подбородок, скажут ему: «Я твое богатство, которое ты накопил»[6]. После этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочитал из Священного Корана: «Пусть не думают жадные люди, что проявление скупости касательно предоставленного им Аллахом из Его милости явится благом для них. Нет же, это явится лишь злом для них. В Судный День они будут опоясаны тем, на что скупились. Творцу принадлежит все наследие (наследство) небес и Земли. Он осведомлен абсолютно обо всем, что вы делаете»[7].

Человек, не выплачивающий закят, но не отрицающий его обязательности (фард), является грешником, но остается верующим мусульманином. Отрицающий обязательность выплаты закята выходит из Ислама.


Милостыня «аль-фитр»


Выплата милостыни «аль-фитр» является необходимым (ваджиб) для мусульманина, который не имеет долгов и обладает нисабом на день праздника Ураза-байрам. При этом не обязательно владеть имуществом в течении года и его увеличение.

Милостыню «а ль-фитр» раздают во время месяца Рамадан. Лучшее время для ее выплаты – это день праздника Ураза-байрам до праздничного намаза. Можно также отдать его в течение всего месяца Рамадан и в день праздника.

Для обладающего нисабом мусульманина необходимым (ваджиб) является выплата милостыни «аль-фитр» за себя и за своих детей, которые не достигли совершеннолетия.

Обычно в качестве милостыни «аль-фитр» дается определенное количество одного из следующих продуктов:

  • пшеница – 1460 г;
  • овес – 2920 г;
  • изюм – 2920 г;
  • финики – 2920 г;

Однако, милостыню «аль-фитр» можно выплатить и в денежном эквиваленте. Лучше дать то, что принесет большую пользу нуждающемуся.

Одна милостыня «аль-фитр» не делится, ее отдают только одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одной милостыни «аль-фитр». При ее передаче делается намерение, что это милостыня «аль-фитр», но говорить об этом бедняку вслух не обязательно.

Милостыня «а ль-фитр» выплачивают тем же, кому выплачивают закят.

Тот, кто обладает нисабом и не соблюдал пост в месяц Рамадан, также должен выплатить «аль-фитр».

Раздавая милостыню «аль-фитр» в день праздника, состоятельные мусульмане радуют бедняков. Выплата этой милостыни способствует принятию поста верующего и спасению от мучительной смерти и наказания в могиле.



1 Ат-таргыб ват-тархиб, том I, стр. 520.

2 Св. Коран, 9:60.

3 Св. Коран, 9:34-35.

4 Св. Коран, 41:6-7.

5 Св. Коран, 74:42-44.

6 Аль-Бухари, «Закят», 3; Ибн Маджа, «Закят», 2.

7 Св. Коран, 3:180.

Основы Ислама

Статьи


Делай садака

Дать садака

قل امنت بالله ثم استقم

*
*

Нажимая, вы соглашаетесь с политикой обработки данных.